Термин географическая карта начинает использоваться впервые в каком классе

Термин географическая карта начинает использоваться впервые в каком классе

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их целостности и единстве) в начальной школе должен предшествовать предмет, готовящий к сложности его восприятия.


Ключевые слова:изучение природы, географические представления и понятия, использование географических карт в начальной школе, картографические знания и умения.

Начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде.

В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда и урбанизации, оптимизация общества и природы, окружающая среда и здоровье человека — основополагающие аспекты экологического воспитания детей, формирования у них основ здорового образа жизни.

Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом тема может и должна иметь картографическое обеспечение — карты, которые создают картографический образ изучаемого объекта или явления, а также является исходным и итоговым результатом географического исследования.

На уроках в начальной школе можно использовать общегеографические, тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические, синтетические, комплексные, топографические.

В процессе обучения учитель формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт. Перечень основных географических знаний и умений обучающихся начальной школы приведем ниже:

— — умение выделять основные отличительные признаки каждого времени года от остальных; показывать связь всех 4-х времен года, причинно-следственные связи между ними и жизнью людей;

— умение заполнять календарь погоды и дневник наблюдений; определять температуру воздуха, воды, почвы;

— понятие о форме Земли, представление о ее размерах;

— понятие о географической карте и плане местности;

— условные топографические знаки (не менее 6);

— определение по топографической карте направлений объектов местности;

— умение показывать по физической карте России горы, равнины, моря, реки, озера;

— различать и показывать на физической карте, карте полушарий, глобусе, карте природных зон заданные объекты и территории;

— наносить на физическую контурную карту, на контурную карту природных зон, на контурную карту полушарий задаваемые объекты и территории;

— объяснять причинно-следственные связи между компонентами живой и неживой природы природных зон и между самими природными зонами;

— отличать и характеризовать природные комплексы своего края (лес, луг, водоем, сад и т. д.);

— выделять и характеризовать элементы земных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) на примере своего края;

— способы изображения вод суши на плане местности и на карте;

— умение находить на контурной карте моря, озера, крупные реки и уметь грамотно их подписывать;

— способы изображения населенных пунктов на плане местности;

— умение показывать на карте, на глобусе природные зоны России и изображать их на контурной карте природных зон;

— определение местоположения объектов на карте;

— умение составлять план небольшого участка местности.

Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя следующие типы географических карт:

1. Карта климатических поясов России. Контурная карта климатических поясов:


обучающиеся понимают, в каких климатических поясах расположена Россия; знают цвета, обозначающие климат пояса, границы поясов, зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода. Могут показывать на карте климатические пояса России и их границы; заполнять контурную карту, наносить климатические пояса; объяснить зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода.

2. План пришкольного участка. Карта города, поселка, села:

обучающиеся знают условные знаки плана и карты; отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения объектов на карте.

3. Физическая карта Восточно-Европейской равнины. Физическая карта России:

обучающиеся узнают изображения холмистых и плоских равнин, низких и средних гор на физической карте России; знают формы рельефа поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины и возвышенности. Умеют находить на карте равнины и возвышенности, различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать.

4. Карта месторождений полезных ископаемых. Контурная карта России:

обучающиеся знают месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых; условные знаки, обозначающие эти ископаемые. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых; называют их по значкам и различают рудные и нерудные полезные ископаемые; наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых.

5. Физическая карта Восточно-Европейской равнины со значками полезных ископаемых:

обучающиеся знают географическое положение месторождений полезных ископаемых, способы их добычи, условные знаки полезных ископаемых. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых, называют их, различают рудные и нерудные.

6. Физическая карта России. Контурная карта России, региона:

обучающиеся знают крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные реки и озера своего региона. Показывают моря, реки и озера на физической карте России. Заполняют контурную карту России, наносят крупнейшие водоемы на контурную карту региона; подписывают истоки, устья рек, озера, моря.

7. Почвенная карта России. Контурная карта России:

обучающиеся знают расположения основных типов почв России, цвета, обозначающие их на почвенной карте России. Определяют по почвенной карте типы почв России; наносят на контурную карту России типы почв.

8. Почвенная карта региона. Контурная карта региона:

обучающиеся знают типы почв региона, их расположение и использование; определяют по почвенной карте типы почв региона, наносят на контурную карту типы почв региона.

9. Карта природных зон России. Карта животного мира России. Контурная карта природных зон России:

обучающиеся знают местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте, обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны России; объясняют связь между типом почв и растительностью природных зон, различия в почвенном покрове, животном, растительном мире между зонами. Изображают на контурной карте природные зоны России, правильно их подписывают; называют представителей растительного и животного мира каждой зоны.

10. Карта полушарий. Контурная карта полушарий:

обучающиеся знают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны. Показывают и называют материки и океаны, изображают материки и океаны на контурной карте полушарий.

Предлагаемые нами материалы могут помочь учителю начальных классов при подготовке и проведении уроков окружающего мира, на которых закладываются основы географической культуры обучающихся. Работа с географическими картами расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.

Литература:

1. Яковлева С. И., Сукманова Н. Ю. Использование карт в преподавании географии. Задания и методические указания. Тверь.: ТГУ, 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): контурная карта, начальная школа, природная зона России, контурная карта России, обучающийся, физическая карта России, Физическая карта, контурная карта полушарий, карт полушарий, план местности.скачать dle 11.0фильмы бесплатно

А что вы думаете по этому поводу? Оставьте свое мнение в комментариях ниже_)

  
Добавлено: 2021-10-19, 16:21
0
982

Похожие публикации


Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

0">
Наверх