Понятие о плане местности. Масштаб
Для того, чтобы выбрать место для строительства дома, дороги, завода сначала человек изучает местность. Для этого составляется рисунок местности, или делается её фотоснимок. Такие способы отображения объектов не всегда удобны, т.к. эти изображения делаются с поверхности Земли. Оценить размеры и расстояния между объектами таким способом сложно, потому что более высокие предметы закрывают более низкие. Поэтому чаще всего для изучения местности человек составляет план местности или топографический план.
План местности – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности.
Несмотря на то, что на рисунке местность изображена такой, какая она есть в реальности, а план дает нам представление о местности как бы сверху, рассчитать расстояния между объектами и определить направление сторон горизонта можно только при помощи плана местности. При помощи рисунка же этого сделать нельзя.
Аэрофотоснимок – это изображение местности на фотоснимке, который сделан в результате фотографирования с самолёта.
Отличие аэрофотоснимка и плана местности состоит в том, что более точно объекты изображены на аэрофотоснимке. А вот узнать характеристику этих объектов, расстояние между ними и определить направление сторон горизонта возможно только по плану местности, ведь на аэрофотоснимке не даны названия населённых пунктов, не виден состав леса и нет направлений сторон горизонта.
В своей повседневной жизни вы также часто встречаетесь с планом. Например, план дома или квартиры, план эвакуации при пожаре в вашей школе, план небольшого садового участка и так далее.
План местности отличается от других способов изображения не только возможностью рассчитывать расстояния между объектами, определять их характеристики и стороны горизонта, но и самим изображением этих объектов. Все объекты местности на топографическом плане изображаются при помощи условных знаков.
Условные знаки можно сравнить с алфавитом. Алфавит состоит из букв, знание которых позволяет нам читать. Так и знание условных знаков позволит прочесть любой план местности. Приведём несколько примеров условных знаков.
Как и букв в алфавите, условных знаков очень много. Поэтому их разделяют на несколько групп. Выделяют площадные, внемасштабные и линейные условные знаки.
Площадные условные знаки отображают объекты местности, которые занимают определённую площадь. Например, лес, фруктовый сад, пашня.
Внемасштабные условные знаки – это знаки, которые отображают одиночный объект местности, который на плане нельзя отобразить в масштабе. Например, отдельно стоящее дерево, памятник, мельница.
Линейные условные знаки отображают те объекты местности, которые имеют вид линий. Например, дорога, река, просека. Для простоты вид условных знаков схож с теми объектами, которые они отображают, к тому же каждому условному знаку соответствует определённый цвет. Например, лес отображают зелёным цветом, а водоёмы и реки – голубым.
Обратите внимание на то, что все условные знаки на плане местности изображаются равными по размерам, высоте, форме и цвету.
На плане объекты местности невозможно показать в натуральную величину, так как они попросту не вместятся на лист бумаги. Для того, чтобы создать план, используют масштаб.
Масштаб – это число, которое указывает, во сколько раз на плане уменьшены размеры объектов по сравнению с их натуральной величиной. Его всегда указывают на планах. С помощью масштаба можно определить расстояние, например, между дорогой и рекой или между двумя населёнными пунктами.
Масштаб записывают в следующем виде: 1:50000. Это означает, что 1 сантиметр на плане соответствует 500 метрам на местности. Первый вид масштаба называют численный, а второй – именованный. Чтобы перевести численный масштаб в именованный, например, 1:200000, нужно число в численном масштабе поделить на 100, так как эта величина указана в сантиметрах. Как известно, в одном метре 100 см. Тогда нужно 200000 поделить на 100. Получим 2000 м. Значит, 1см на плане соответствует 2000 м на местности.
Существует также и линейный масштаб, который отображается на плане в виде линии, поделённой на равные отрезки. Линия такого масштаба показывает какому расстоянию на местности соответствует расстояние на плане в 1, 2, 3 см и так далее. Таким видом масштаба удобно пользоваться в том случае, если необходимо определить длину извилистых линий: дорог, рек, просек.
Для того, чтобы определить расстояние на местности при помощи линейного масштаба, необходимо на плане измерить длину какого-либо объекта. В нашем случае, это будет река до её поворота. Измерять длину извилистых объектов лучше циркулем. Соотнесём циркуль с линейным масштабом. Длина раствора покажет длину реки на местности.
Подведём итоги.
Существует несколько способов изображения местности, но наиболее часто пользуются планом.
План местности или топографический план – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности. По сравнению с другими видами изображения местности, с его помощью можно рассчитать расстояния между объектами, определить их характеристики и стороны горизонта. Все объекты на топографическом плане отображаются при помощи условных знаков, знание которых позволяет прочесть любой план местности, которым пользуются при планировании строительства домов, дорог, заводов и так далее. Объекты на плане местности показаны в уменьшённом виде. Число, которое показывает, во сколько раз объект на плане уменьшен по сравнению с его натуральной величиной, называют масштабом. Масштаб позволяет измерять на плане местности расстояния между различными объектами.
Урок «План местности. Масштаб» — география, уроки
Тема: План местности. Масштаб.
Цели:
1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».
2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.
3) Воспитывать интерес к географии.
Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1)Фронтальный опрос.
Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
Сколько всего планет? ( 9 )
Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)
В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)
Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
Какие это полушария? ( Северное и Южное )
Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.
3) Индивидуальный опрос.
Как меняются времена года?
Приливы и отливы.
3. Новая тема.
1. Что такое план местности.
— Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:
План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.
— Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)
— Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.
— Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.
Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)
— Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)
— Как вы думаете, для чего нужен план местности?
4. Физкультминутка.
5. Масштаб плана.
— Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:
Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.
— Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)
— Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)
— Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.
Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)
Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.
6. Закрепление.
— Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.
Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками
в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км
7. Итог урока.
— С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
— Для чего нам нужен план местности?
— Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?
— Что такое масштаб и для чего он нужен?
8. Д/З вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.
Просмотр содержимого документа «Урок «План местности. Масштаб» »
Тема: План местности. Масштаб.
Цели:
1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».
2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.
3) Воспитывать интерес к географии.
Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1)Фронтальный опрос.
Какие космические тела образуют солнечную систему? (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
Сколько всего планет? ( 9 )
Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год? (один)
В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли? (Северный и Южный полюс)
Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
Какие это полушария? ( Северное и Южное )
Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.
3) Индивидуальный опрос.
3. Новая тема.
1. Что такое план местности.
— Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:
План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.
— Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)
— Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.
— Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.
Задание на стр 14. (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)
— Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)
— Как вы думаете, для чего нужен план местности?
4. Физкультминутка.
5. Масштаб плана.
— Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет. Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем определение в тетрадь:
Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.
— Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)
— Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе? (ответ учащихся – 4 см 5мм)
— Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.
Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части. (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)
Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.
6. Закрепление.
— Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.
Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками
в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км.
С
СЗ СВ
З В
С-П
ЮЗ Ю ЮВ
М К
Х
7. Итог урока.
— С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?
— Для чего нам нужен план местности?
— Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?
— Что такое масштаб и для чего он нужен?
8. Д/З вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.
kopilkaurokov.ru
План местности — Рабочая тетрадь 6 класс Шатных (Ответы и гдз)
Понятие о плане местности.
1.Изучите особенности плана местности и аэрофотоснимка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждого из этих видов изображений местности. Сделайте вывод.
Признаки План местности Аэрофотоснимок
1. Объекты более похожи на их реальный вид на местности — +
2. Можно узнать название села, реки + —
3. Можно определить породы деревьев в лесу + —
4. Изображены все объекты, видимые сверху — +
5. Изображены только важные объекты + —
6. Объекты изображены условными знаками + —
Вывод: План схематически изображает основные объекты местности, его удобно использовать для ориентирования на местности, проведения работ.
2. На форзаце 1 учебника и в атласе рассмотрите условные знаки, используемые для изображения объектов на плане местности. Какие условные знаки показаны на рисунке 1?
3. Пользуясь планом местности на форзаце 1 учебника, напишите, какие объекты может увидеть путник, идущий от реки Нара до Елагино по грунтовой дороге.
Мост, овраг, кустарник, луг, болото, линию электропередачи.
Масштаб.
1. Найдите масштаб плана местности на форзаце 1 учебника и запишите его. Назовите масштаб, записанный в таком виде
1:10 000 (числовой).
2. Определите, во сколько раз уменьшено расстояние на планах с масштабом:
а) 1:75 в 75 раз.
б) 1:250 в 250 раз.
в) 1:10 000 в 10 000 раз.
Какой из этих масштабов самый мелкий?
В.
3. Определите численный масштаб плана местности, на котором изображён мост, если его длина на местности в 1000 раз больше, чем на плане.
1:1000
4. Определите численный масштаб плана местности, если расстояние в 2 км показано на нём отрезком линии длиной 4 см.
1:50 000
5. При масштабе плана 1 : 2500 расстояние в 50 м надо выразить отрезком в см.
В 2 см.
6. По известному численному масштабу запишите именованный:
а) 1 : 1000 в 1 см 10 м.
б) 1 : 25 000 в 1 см 250 м.
в) 1 : 50 000 в 1 см 500 м.
7. Именованный масштаб плана — в 1 см — 250 м. Рассчитайте, сколько сантиметров надо отложить на этом плане при изображении расстояния в:
а) 500 м = 2.
б) 1 км = 4.
в) 1250 м = 5.
8. Рассчитайте, во сколько раз расстояния на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе в 1 см — 90 м.
В 9000 раз.
9. Используя приём работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1:
а) длину центральной улицы в деревне Елагино: 420 м.
б) ширину реки Нара у отметки уреза воды: 45 м.
10. Определите с помощью циркуля-измерителя длину ручья, впадающего в реку Нара.
110 м.
Стороны горизонта. Ориентирование.
1. На рисунке 2 обозначьте основные и промежуточные стороны горизонта.
2. Пользуясь компасом, определите:
а) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса
б) направление, в котором находится дверь класса
в) в каком направлении от окна расположен стол учите-
г) направление, в котором находится ваш дом
3. Определите стороны горизонта по азимуту и азимуты сторон горизонта. Заполните таблицу.
Азимут Сторона горизонта Азимут Сторона горизонта
45° СВ 315 СЗ
270° З 90 В
0° С 180 Ю
135° ЮВ 225 ЮЗ
4. По плану местности на форзаце 1 учебника определите, в каком направлении от деревни Елагино находится:
а) лиственный лес — севео-восток.
б) болото — юго-восток.
В каком направлении от сарая находится отдельно стоящее дерево?
Северо-запад.
5. От точки А до лагеря туристы должны пройти 400 м по азимуту 180°, затем 600 м по азимуту 45° и 800 м по азимуту 90°. Начертите их путь на рисунке 3. Используйте масштаб 1 : 20 000.
Рис. 3
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
1. По рисунку 10 учебника определите:
а) абсолютную высоту холма — 150 м.
б) относительную высоту холма со стороны океана — 0.
в) относительную выосту холма со стороны суши — 50, 100 м.
2. На рисунке 4 с помощью горизонталей изобразите холм высотой 16 м. Горизонтали проведите через 4 м. Северный склон холма круче южного. Самый пологий склон — западный, самый крутой — восточный.
Рис.4.
3. Используя план местности, помещённый на форзаце 1 учебника, определите:
а) через сколько метров проведены горизонтали — 2.
б) где расположены самые низкие места территории — Юг, юго-запад.
в) где расположена самая высокая точка территории — запад.
Составление простейших планов местности.
1. Расскажите, что называют:
а) глазомерной съёмкой местности
съемка местности с планшетом.
б) полярной съёмкой местности
глазомерная съемка, проводящая из одной точки.
в) маршрутной съёмкой местности
глазомерная съемка в движении по какому-либо маршруту.
2. По заданию учителя проведите полярную и маршрутную съёмку местности. Оформите планы и вклейте их в тетрадь.
Географический диктант.
Чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде, — это план местности.
Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на чертеже, — это масштаб.
Угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности — это азимут.
Все неровности земной поверхности — это рельеф.
Превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой — это относительная высота.
Превышение точки земной поверхности по отвесунад уровнем моря — это абсолютная высота.
Условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой, — это горизонтали.
Глазомерная съёмка местности с одной точки — это полярная съемка.
Съёмка местности, применяемая при составлении плана участка, вытянутого в длину, или при изображении пути, пройденного в походе, — это маршрутная съемка.
Обобщение знаний по теме «План местности».
Пользуясь рисунком 5, заполните пропуски.
Вариант 1.
Смешанный лес находится на северо-западе от посёлка Речное. Расстояние от Речного до Берёзкино по грунтовой дороге равно 990 м . Железная дорога пересекает реку Каменка. Если двигаться по дороге от Березкино к домику лесника, то справа будет холм, а слева лес.
Электровоз у железнодорожной станции дал сигнал. Школьники, находящиеся на пароме, услышат его через 3 с. (Скорость распространения звука в воздухе 330 м/с.)
Фруктовый сад, расположенный северо-восточнее посёлка Речное, занимает 6400 м2.
Вариант 2.
Ширина реки Тихая равна 10 м. Длина моста через реку Каменку у посёлка Речное 5 м. Расстояние по прямой от железнодорожной станции до холма с отметкой высоты 154,4 м равно 440 м. Длина участка реки Тихая, изображённого на плане, равна 640 м.
Азимут от колодца в Берёзкино на силосную башню равен 90°, на домик лесника — 0°, на электростанцию — 135°.
Площадь машинно-тракторной мастерской (МТМ) у Берёзкино равна 4096 м2.
geodz.ru
Масштаб карты
Для изображения поверхности Земли на картах картографам предстояло решить математическую задачу. Нужно было уменьшить изображение и определить, какие объекты при том или ином уменьшении можно показать на географической карте.
Зачем нужен масштаб?
На старинных картах и планах реальная местность показана в уменьшенном виде. Но различные участки уменьшены по-разному. Поэтому по старинным картам можно определить очертания объектов, но не их размеры. Чтобы измерить длину реки или расстояние между городами, требуется уменьшать изображение местности и всех объектов в определённое число раз. Для этого необходимо использовать масштаб.
Масштаб — это отношение двух чисел, например 1:100 или 1:1000. Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого. Масштаб 1:100 означает, что изображение меньше изображаемого объекта в сто раз, а масштаб 1:1000 — в тысячу раз. Чем меньше число, показывающее уменьшение, тем крупнее масштаб, и наоборот. Масштаб 1:100 крупнее масштаба 1:1000 и мельче масштаба 1:50.
Масштаб на плане, карте, глобусе показывает, во сколько раз длина каждой линии уменьшена по сравнению с её действительной длиной на местности. С помощью масштаба можно измерять расстояния между отдельными географическими объектами и определять размеры самих объектов.
Как записывают масштаб?
Масштаб на планах и картах обычно изображают в трёх видах: численном, именованном, линейном.
Численный масштаб записывают как отношение чисел: 1:100, 1:500, 1:100 000. В таком масштабе первое число — расстояние на изображении, а второе число — реальное расстояние на местности в тех же единицах измерения. При масштабе 1:100 000 расстояние 1 сантиметр на карте соответствует 100 000 сантиметрам на местности. 100 000 сантиметров — это 1000 метров, или 1 километр. Масштаб, выраженный в виде слов «в 1 сантиметре 1 километр», называют именованным масштабом.
Линейным масштаб — линия, разделённая на сантиметровые отрезки. Отрезки справа от нуля показывают, какое расстояние на местности соответствует 1 сантиметру на плане или карте. Отрезок слева от нуля для большей точности измерений разделён на пять более мелких частей. Измеряя расстояние между объектами с помощью циркуля-измерителя, можно прикладывать его к линейному масштабу и получать расстояния на местности. Используя линейный масштаб, определяют длину кривых линий (береговой линии моря, реки или дороги).
Масштаб и подробности изображения
В зависимости от масштаба меняется степень подробности изображения. Чем крупнее масштаб, тем подробнее изображены участки Земли со всеми географическими объектами. Но на изображениях крупного масштаба (1:200 000 и крупнее) умещается лишь небольшая площадь земной поверхности. На картах мелкого масштаба (мельче 1:1000 000), где 1 сантиметр соответствует нескольким тысячам километров на местности, можно показать даже всю поверхность Земли. Однако количество деталей и подробностей местности здесь невелико.
Часто в учебных и практических целях приходится создавать планы и карты разной степени подробности и, следовательно, масштаба.
geographyofrussia.com
Карта
Лекция 2 Ротарь М.Ф.
Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков.
Топографический план — изображение (модель) участка местности построенная без учета кривизны земной поверхности.
Небольшие участки земной поверхности ( до 20 кв.км.) можно считать плоскими и изображать на плоскости с соблюдением подобия всех очертаний местности, т.е. в ортогональной проекции При ортогональной проекции линии проектирования перпендикулярны плоскости проекции. Проведем через точки A, B, C, D линии, перпендикулярные плоскости проекции P; в пересечении их с плоскостью P получим ортогональные проекции a, b, c, d соответствующих точек (рис.1.5-б)
Рис. 1.5-б
Исходя из сказанного, можно дать следующее определение. Топографический план это уменьшенная подобная модель земной поверхности, получаемая путём ортогонального (вдоль отвесной линии) проектирования линий местности на горизонтальную плоскость, без учета кривизны Земли.
Термины и определения.
Горизонтальное проложение
Проекция линии местности на горизонтальную плоскость
Угол наклона линии местности ()
Угол наклона это угол, расположенный в вертикальной плоскости и образуемый направлением линии местности с горизонтальной плоскостью.
Углы наклона отсчитывают от горизонтальной плоскости вверх (положительный угол наклона) и вниз (отрицательный угол наклона.
S=Dcos
Горизонтальный угол
угол заключенный между проекциями линий местности на горизонтальную плоскость
2. Масштабы карт и планов. Точность масштаба
На топографических картах и планах изображают горизонтальные проекции линий местности, которые называют горизонтальными проложениями, при этом изображение местности уменьшают.
Степень линейного уменьшения горизонтальных проложений линий местности при изображении их на плане или карте называется масштабом плана или карты.
Масштаб выражают простой дробью с числителем, равным единице и знаменателем показывающем степень уменьшения горизонтального проложения линий местности при изображении их на карте или плане. Чем больше знаменатель масштаба, тем мельче карта и наоборот.
Минимальной величиной, которую можно видеть невооруженным глазом, является отрезок в 0.1 мм. Эту величину называют предельной графической точностью. Горизонтальные проложения линий местности, соответствующие 0,1 мм на карте или плане, называются точностью масштаба. Так, например, для масштабов 1: 500, 1: 1000, 1:25 000 точность масштабов равна соответственно 0.05, 0.1, 2.5 м.
Точность масштаба позволяет решать две важные задачи:
1) определение минимальных размеров объектов и предметов местности, которые изображаются в данном масштабе, и размеров объектов, которые в данном масштабе не изображаются.
2) установление масштаба, в котором следует создавать карту, чтобы на ней изобразились предметы и объекты местности с заранее определенными минимальными размерами.
3.Классификация и назначение топографических карт и планов. Требования, предъявляемые к картам и планам.
На картах изображается информация о местности, необходимая для самого разнообразного и широкого использования.
Топографическая карта- это общегеографическая карта отображающая совокупность основных элементов местности. На топографических картах изображаются следующие группы элементов местности:
физико-географические – гидрография, рельеф, почвенно- растительный покров;
социально-экономические – населенные пункты, дорожная сеть, гидротехнические и мелиоративные сооружения границы и ограждения.
Общегеографические карты масштабы 1: 1000 000 и крупнее считаются топографическими. В нашей стране топографические карты и планы создаются в следующих масштабах, составляющих масштабный ряд:
Мелкомасштабные – 1:1000 000, 1: 500 000, 1: 200 000;
Среднемасштабные — 1: 100 000, 1: 50 000, 1: 25 000;
Крупномасштабные – 1: 10 000, 1: 5000,
Топографические планы – 1:2000, 1: 1000, 1: 500.
Масштабный ряд установлен с таким расчетом, чтобы во- первых чтобы карты этого ряда удовлетворяли всем нуждам народного хозяйства и обороны страны; во- вторых число масштабов в нем было минимальным; в третьих, имелась возможность легко переходить от одного масштаба к другому.
Требования, предъявляемые к топографическим картам:
Геометрическая точность- степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению на земной поверхности;
Достоверность карты — правильность сведений даваемых картой на определенную дату;
Наглядность карты – предоставляемая картой возможность зрительного восприятия пространственных форм и, размеров и размещения изображаемых объектов;
Читаемость карты – заполнение карты условными знаками и надписями;
Современность карты- соответствие карты современному состоянию научно-технического прогресса..
Назначение топографических карт и планов.
Топографические карты каждого из принятых масштабов имеют свое назначение.
Так мелкомасштабные топографические карты предназначены для общего изучения местности при генеральном проектировании народного хозяйства, учета ресурсов поверхности Земли и водных пространств, предварительного проектирования крупных инженерных сооружений и нужд обороны.
Среднемасштабные топографические карты отличаются от мелкомасштабных большей подробностью содержания и более высокой точностью изображенных на ней объектов. Эти карты используются в сельском хозяйстве, в геологической разведке, в гидротехническом строительстве, при изысканиях и проектировании железных и автомобильных дорог, трасс трубопроводов, линий электропередач, в лесном хозяйстве.
Крупномасштабные карты и планы предназначены для разработки генеральных планов городов и других населенных пунктов, инженерных сетей, для детальной разведки полезных ископаемых, для ведения земельного кадастра и землеустройства на застроенных и незастроенных территориях.
Планы масштабов 1: 1000 и 1: 500 являются также основными планами учета подземных коммуникаций.
Любая отрасль народного хозяйства не может обойтись без топографической карты или плана. Топографические карты могут быть на бумажном носителе или представлены в виде цифровой модели местности. ЦММ представляет собой объединенную в единую систему по определенным математическим законам информацию о пространственных координатах множества точек земной поверхности.
4. Картографические условные знаки.
Содержание топографических карт и планов представляет собой совокупность показанных на них объектов и сообщаемых о них сведений. Эту информацию передают картографические условные знаки.
Условные знаки – это графические обозначения, при помощи которых на картах и планах показывают местоположение объектов и явлений, а также их качественные и количественные характеристики.
Условные знаки должны быть:
хорошо различимыми между собой, наглядными и выразительными, т. е. по возможности напоминать рисунком или цветом объекты местности, которые они изображают; содержательными, т. е. давать по возможности полную количественную и качественную характеристику изображаемых объектов; стандартными, т. е. по возможности одинаковыми по начертанию для топографических карт и планов разных масштабов; экономичными, т. е. занимать на карте минимальное место, простыми для вычерчивания, удобными для их полиграфического воспроизведения, легкими для запоминания. Начертание и размеры условных знаков приводятся в специальных таблицах условных знаков, которые являются обязательными для всех организаций, создающих топографические карты и планы. Например, «Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10000» Классификация условных знаков. Условные знаки делятся на следующие групы: масштабные, внемасштабные, линейные и пояснительныё. Масштабные знаки — картографические условные знаки, применяемые для изображения объектов, выражающихся в масштабе карты. Границы таких предметов местности показывают, как правило, точечным пунктиром, а площадь внутри границ обозначается соответствующими условными знаками, называемыми площадными.
Внемасштабные знаки — картографические условные знаки, применяемые для изображения объектов, площади которых не выражаются в масштабе карты или плана, но эти объекты являются важными, или служат в качестве ориентиров и поэтому должны быть изображены на карте.
Чем мельче масштаб карты, тем больше объектов изображается на ней внемасштабными знаками. Местоположение объектов местности, изображенных на карте внемасштабными знаками, соответствует определенной точке на этих условных знаках.
Линейные знаки — картографические условные знаки, применяемые для изображения объектов линейного характера, длина которых выражается в масштабе карты, а ширина — внемасштабна. Так, например, линейными знаками изображаются линии связи и электропередач, нефте- и газопроводов, железные и другие дороги на картах мелких масштабов и т. д. Местоположению этих объектов на местности соответствует геометрическая ось знака.
Для придания карте большей наглядности и читаемости при изображении ее элементов пользуются различными цветами: элементы гидрографии и заболоченные участки показывают синим цветом; лесные массивы и сады зеленым; огнеупорные здания, шоссейные дороги- красным; не огнеупорные здания и улучшенные грунтовые дороги -оранжевым цветом; рельеф изображают коричневым цветом. В дополнение к условным знакам – даются пояснительные подписи, которые поясняют вид или род изображенных на картах и планах объектов, а также дают их количественные и качественные характеристики. Указывают также географические названия- собственные имена изображенных на карте географических объектов. К ним относятся названия населенных. пунктов, рек, озер, урочищ, перевалов и т. д.
Зарамочное оформление карты.
Зарамочное оформление карты состоит из совокупности данных, облегчающих пользование картой и помещаемых за внешней рамкой карты. Так, над северной частью внешней рамки посередине рамки пишется номенклатура листа карты, правее в скобках указывается название наиболее крупного населенного пункта, изображенного на этом